dms_mk1 (dms_mk1) wrote,
dms_mk1
dms_mk1

Categories:

ВВС Родезии

Оригинал взят у pastor_rk_ в ВВС Родезии
Чтобы ввирпилы, тундролеты и прочий л/с RhAF перестал спекулировать темой "Родезия" - выкладываю обзорный отрыво статьи по реальным ВВС Родезии..

Статья С. Карамаева ака (c) tiomkin - перевод статьи "FIRE FORCE - Helicopter Warfare in Rhodesia: 1962-1980". автор J.R.T. Woods
------------------------------------------------------------------------------------------------------
Аэромобильный десант - вертолетная война в Родезии (отрывок).
------------------------------------------------------------------------------------------------------

ВВС Родезии возникли, в общем-то, случайно. В середине 1930-х годов, когда военная угроза со стороны Германии стала довольно явной, другие страны обратили внимание на состояние своих вооруженных сил. Не осталась в стороне и Южная Родезия - члены Законодательной Ассамблеи, в качестве жеста лояльности короне, предложили Королевским ВМС 10 тысяч фунтов - для укрепления обороноспособности. И они никак не ожидали, что Великобритания ответит на это предложение тем, что в свою очередь предложит развернуть в Южной Родезии подразделение по подготовке военных летчиков. Что лишний раз показывает уникальное положение Южной Родезии в Британской империи - территория была не только самоуправляемой, но обладала также правом на самозащиту, несмотря на то, что у нее отсутствовал статус доминиона, а значит и суверенитета. Поскольку внешние угрозы в отношении Южной Родезии были маловероятны, то силы самообороны сводились к единственному регулярному формированию - Британской Южно-Африканской Полиции (БСАП), которая могла быть усилена резервистами из Родезийского пехотного полка и окружными стрелковыми полуротами.
Первые шесть курсантов учебной части по подготовке пилотов, находившейся в подчинении Родезийского пехотного полка, в ноябре 1935 года были посланы на обучение в местную авиашколу, принадлежавшую компании "Де Хэвиленд", располагавшуюся в аэропорту Бельведер, в Солсбери (сейчас Хараре). Обучение проходило по средам и в выходные на самолетах de Havilland DH.60 Moth и de Havilland DH 82 Tiger Moth. К 1937 году у части появилось собственное летное поле, в Крэнборне, на южной окраине Солсбери, и 15 собственных самолетов: 6 бомбардировщиков Hawker Hart, 6 самолетов-корректировщиков Hawker Audax и 3 истребителя Gloster Gauntlet.

Война неотвратимо надвигалась; Летное Подразделение Южной Родезии произвело мобилизацию и 28 августа 1939 Южная Родезия первой из всех территорий, входящих в Британскую империю, послала своих военнослужащих за границу. Два звена "Хартов" и "Одэксов" вылетели в Кению, на замену 233-й эскадрильи Королевских ВВС, убывавшей в Судан. И в этом случае Южная Родезия продемонстрировала свою верность Великобритании - о чем не преминет напомнить пару десятилетий спустя, когда отношения начнут портиться.

19 сентября 1939 года Летное Подразделение было переименовано в Военно-воздушные силы Южной Родезии; 3 звена в Кении стали 1-й эскадрильей. В Южной Родезии также была сформирована Родезийская Учебная Авиационная Группа - для подготовки авиационных экипажей в соответствии с Программой подготовки вооруженных сил Империи. В Булавайо, Солсбери и Гвело (сейчас Гверу) были развернуты учебные заведения, подготовившие 2000 летчиков и 300 штурманов для Королевских ВВС.

По состоянию на 1939 год 69 тысяч белого населения Южной Родезии были в состоянии послать на фронт 10 тысяч мужчин и женщин. Во избежание критических потерь, которые могли отразиться на состоянии страны, было решено, что основные войсковые подразделения Южной Родезии (за исключением Родезийских Африканских Стрелков) за пределы страны посылаться не будут. Вместо этого, родезийцев стали придавать южноафриканским и британским частям. 22 апреля 1940 года 1-я эскадрилья ВВС Южной Родезии вошла в состав Королевских ВВС как 237-я (Родезийская) эскадрилья. Кроме нее, еще 2 эскадрильи Королевских ВВС имели официальную приставку "Родезийская" - это 266-я и 44-я. За годы войны в Королевских ВВС прошли службу 977 родезийских офицеров и 1432 нижних чина - потери составили 579 человек, 498 из которых погибли. Родезийские летчики были награждены 256 медалями. Одним из военнослужащих 237-й эскадрильи был офицер по имени Ян Дуглас Смит, позже ставший премьер-министром.

Окончание войны и последовавшая демобилизация привели к тому, что в стране остались только две регулярные войсковые части: Королевские Африканские Стрелки и Командование Постоянного состава - последнее обеспечивало инструкторами Родезийский пехотный полк, где белая молодежь Южной Родезии проходила обязательную военную подготовку, заключавшуюся в краткосрочных военных сборах и смотрах на выходных. Но в этом Командовании хватало летчиков-ветеранов, только что вернувшихся с войны - и их энтузиазм привел в итоге к возрождению воздушных частей и восстановлению в 1947 году ВВС Южной Родезии. Их численность на тот момент составляла 69 офицеров и нижних чинов, летавших на учебно-тренировочных "Гарвардах" (North American Harvard T-6 Texan), приобретенных у ВВС ЮАР и Великобритании. В 1948 году премьер-министр ЮАР фельдмаршал Ян Смэтс подарил родезийцам "Дакоту" (Douglas C47). В 1951 году для подготовки резервистов были приобретены 22 "Спитфайра" (Supermarine Spitfire Mark XXII). В 1952-53 годах ВВС Южной Родезии вступили в эпоху реактивной авиации - на вооружение были взяты 16 истребителей-бомбардировщиков "Вампир" (de Haviland Vampire FB9), 16 учебных "Вампиров" (Vampire T11) и 16 учебных "Провостов" (Percival Provost T52).

Опять же, деньги на приобретение этих самолетов нашлись едва ли не случайно. Оборонное ведомство Великобритании проинформировало власти Южной Родезии, что без реактивных самолетов существование ВВС Южной Родезии не имеет смысла, поскольку выполнять свои функции по защите интересов империи они не смогут и подлежат расформированию. Бюджет Южной Родезии был мал (как в прочем и всегда) и премьер-министр страны сэр Годфри Хаггинс обратился за помощью к своему будущему коллеге по грядущей Федерации Родезий и Ньясаленда Рою Веленскому, лидеру неофициальных членов Законодательного совета Северной Родезии. Веленский, не желая терять ВВС и зная, что как только Федерация будет создана, то армию придется перевооружать, убедил правительство Северной Родезии выделить на эти цели 200 тысяч фунтов стерлингов.

Согласие Великобритании на создание Федерации Северной Родезии, Южной Родезии и Ньясаленда (малообещающего союза самоуправляемой колони и двух протекторатов) явилось результатом непрестанной кампании, которую вели Рой Веленский и Годфри Хаггинс, мечтавшие о создании огромного британского доминиона к северу от реки Лимпопо. Федерация, как государственное образование, не обрела суверенный статус, но унаследовала право Южной Родезии на самостоятельную защиту своей территории (чего не было у двух протекторатов), а также все войсковые подразделения трех территорий и ВВС Южной Родезии. Её Величество официально пожаловало новый титул - "Королевские Родезийские ВВС", а система званий и форма-хаки были приведены в соответствие с британскими - личный состав переодели в принятую в Великобритании синюю форму ВВС и скорректировали звания.

По состоянию на 1956 год Королевские Родезийские ВВС состояли из 1-й и 2-й эскадрильи "Вампиров", 3-й эскадрильи ВТА (8 "Дакот" и 2 легких транспортника "Пембрук" (P.66 Percival Pembroke C1)) и 4-й учебной эскадрильи с "Провостами". Авиабазу в Торнхилле ВВС Федерации приняли в наследство от Королевских ВВС и серьезно модернизировали.

Федерация взяла на себя обязательства по подготовке пехотных и летных кадров для Британского Ближневосточного командования - как часть своего вклада в дело защиты интересов Британского содружества. В 1959 году Федерацией были закуплены 4 транспортных самолета Canadair Argonaut C4 и 15 легких бомбардировщиков English Electric Canberra B2. В 1958 году эскадрильи "Вампиров" вместе с Королевскими ВВС приняли участие в подавлении туземного мятежа в протекторате Аден. В 1961 году военно-транспортная авиация Родезии привлекалась к обеспечению британских войск во время кувейтского кризиса, а также доставляла продовольствие в пострадавшие от наводнения районы в Кении. В 1959 - 1963 годах эскадрильи "Канберр" регулярно привлекались к выполнению задач совместно с Королевскими ВВС на Кипре. В 1963 году 1-я эскадрилья получила 12 истребителей-штурмовиков Hawker Hunter FGA9. В целом Королевские Родезийские ВВС оставались небольшим, но чрезвычайно эффективным видом вооруженных сил - чем родезийцы по праву гордились. В то время как в Королевских ВВС соотношение составляло 300 человек на один самолет, родезийцы добивались куда лучших результатов имея соотношение на порядок меньше.

ВВС Родезии при этом не ограничивались внешними операциями. Начиная с 1956 года, вооруженные силы Федерации стали уделять внимание операциям по обеспечению внутренней безопасности. В ответ на нарастающий протест африканцев против белого правления, а также на фоне того, что Великобритания и Франция начали покидать свои колонии, Королевские Родезийские ВВС развернули 6-ю эскадрилью, укомплектовав ее "Провостами" - для внутренних операций.

На всех трех территориях, составлявших Федерацию, шло усиление африканского национализма. В 1957 году в африканском поселении в Солсбери произошло несколько беспорядков. В 1958 году из эмиграции вернулся доктор Гастингс Банда и возглавил африканское сопротивление Великобритании в Ньясаленде. К 1962 году ему удалось заставить Лондон смириться с идеей, что Федерация нежизнеспособна и Ньясаленд обязан выйти из ее состава. В Северной Родезии тем же самым занимался Кеннет Каунда. После 1957 года националистическое движение в Южной Родезии во главе с Джошуа Нкомо переориентировалось на путь вооруженной борьбы. В феврале 1959 года 3-я эскадрилья была задействована для переброски войсковых подразделений Южной Родезии в Ньясаленд - для наведения там порядка. "Провосты" обеспечивали авиаподдержку полиции и армии, ведя воздушную разведку, разбрасывая листовку и рассеивая толпы с помощью контейнеров со слезоточивым газом. "Вампиры" и "Канберры" совершали постоянные пролеты на бреющем над протестующими - намекая о нежелательности дальнейших беспорядков. Неожиданное решение Бельгии уйти из Конго в 1960 году привело к мятежам, восстаниям и кризису с отделением Катанги. Армию Федерации перебросили на границу Северной Родезии, а ВВС, помимо защиты воздушного пространства, сумели эвакуировать из Конго 2000 белых беженцев, бежавших от истребления.

Одним из уроков, которые вооруженные силы извлекли из опыта наведения порядка в Ньясаленде, стало понимание того, что стране необходимы средства для быстрой переброски войск и сами силы быстрого реагирования. В марте 1960 года была рассмотрена возможность применения парашютистов - для этих целей ВВС предоставили и модифицировали "Дакоту". Также рассматривался вопрос о применении вертолетов для этих целей, но в климатических условиях Федерации (высокогорье и жаркий климат) доступные на тот момент вертолеты были бесполезны. Alouette III на тот момент еще только запускались в серийное производство.

9 мая 1960 года, начальник генерального штаба вооруженных сил империи лорд Луис Маунтбэттен в ходе изучения состояния обороны стран Содружества, предложил Рою Веленскому (который тогда был премьер-министром Федерации) следующий вариант: участие Федерации в военном строительстве можно изменить на меньшее. Вместо пехотной бригады, как это было до этого, Федерации лучше развернуть батальон Специальной Авиа Службы (САС), парашютно-десантную часть специального назначения - и таким образом, у Федерации появятся свои военнослужащие с десантной подготовкой. Мятеж африканских солдат в Конго, случившийся через два месяца, подтолкнул правительство Федерации к тому, чтобы побыстрее развернуть две части профессиональных военнослужащих, состоящих из белых: 3-й батальон САС (батальон "С") и 1-й Батальон Родезийский Легкой Пехоты (1 РЛП) - а также роту бронеавтомобилей, для подстраховки. Численность Территориальной армии была увеличена, а количество резервных батальонов в Родезийском пехотном полку достигло 10. БСАП также увеличила количество резервистов, черных и белых, до 30 тысяч. Королевские Родезийские ВВС открыли парашютную школу, для подготовки бойцов САС, а для гражданского населения, желавшего пройти парашютную подготовку, развернули Добровольческий резерв. Также ВВС закупили вертолеты Alouette III - не только потому, что они могли работать в условиях страны, но также и потому, что закупочная цена устроила Федеральное казначейство. ВВС ЮАР также приняли Alouette III на вооружение - что означало обмен опытом и совместные учения. Кроме того, эти вертолеты были куплены также и ВВС Португалии - португальцы стали первыми, кто начал использовать французские 20-мм пушки на этих машинах.

Усиление силовых структур явилось ответом на все более нарастающие беспорядки, инициированные африканскими националистами на всех территориях, и в частности в Южной Родезии. Появление военизированной Молодежной Лиги в 1957 году придало африканскому сопротивлению новый толчок. В феврале 1959 года правительство Южной Родезии объявило о введении чрезвычайного положения на территории - намереваясь как можно быстрее прекратить беспорядки, с тем, чтобы высвободить подразделения и направить их в Ньясаленд. Но к тому времени премьер-министр Великобритании Гарольд Макмиллан принял решение максимально ускорить процесс деколонизации, с тем, чтобы избавиться от имперского наследия и усилить роль Британии в европейских делах. Ньясаленд и Северная Родезия стремительно шли к независимости - в то время как Южной Родезии написали новую конституцию 1961 года, в которой африканцам отводилась более значимая роль (а в конечном итоге предполагалось правление африканского большинства). Премьер-министр Южной Родезии сэр Эдгар Уайтхед надеялся получить для страны статус квази-доминиона, но британское правительство никоим образом не намеревалось отдавать белому населению (составлявшему менее 5% населения) право вечного владычества. Если Южная Родезия и станет суверенным государством, то только при условии правления большинства. Белое население ответило на такое категорическим отказом, в то время как черных националистов это только подхлестнуло. Национальная Демократическая партия потребовала передать власть ей; руководство партии убедило лидера НДП Джошуа Нкомо отказаться принимать новую конституцию.


Уайтхед попытался пойти на некоторые уступки в отношении черного населения, проведя ряд реформ, касавшихся представительства черных в законодательных собраниях, но когда он затронул краеугольный камень раздора - несправедливое, по мнению черных, распределение земель (основная историческая претензия африканцев) - то белый электорат моментально прокатил его на парламентских выборах 1962 года. Победу одержала партия "Родезийский Фронт" во главе с Уинстоном Филдом, пообещавшим не касаться земельного вопроса и добиться полной независимости для страны в следующем году - с момента прекращения существования Федерации. Земельный вопрос он действительно не поднимал, но независимости добиться не сумел, и в 1963 году партия заменила Филда на нового лидера - Яна Смита. Нежелание Великобритании идти на уступки в вопросах предоставления независимости в итоге вынудило Смита 11 ноября 1965 года объявить Родезию независимым государством.


Нарастающее африканское сопротивление властям вынудило Филда пойти на усиление полицейских структур, на запрет Национальной Демократической партии (она мгновенно переназвалась в Союз африканского народа Зимбабве - ЗАПУ) и ввести новые законы, касающиеся обеспечения правопорядка. Африканские националисты продолжали устраивать беспорядки в городах - бунты, забастовки и т.п. Их любимым оружием были бутылки с зажигательной смесью - а жертвами становились в первую очередь африканцы, лояльные правительству. Вдобавок, националисты решили перейти к вооруженной борьбе и начали направлять молодежь за границу - обучаться подрывному делу. Их посылали в Гану, Танганьику, а также в лагеря подготовки, расположенные в СССР и странах-сателлитах. Также в 1962 году полиция начала находить тайники с оружием. Около тысячи националистов были арестованы, Уайтхед запретил ЗАПУ. Националисты попытались устроить лесной пожар на восточных границах страны в Чипинге, поджигая там леса - для отлова поджигателей туда пришлось перебрасывать контингент САС.


Таким образом, в 1962 году началась освободительная война, известная также как "Чимуренга". Волна городского насилия длилась еще год - но потом прекратилась: из-за отличной работы полиции и эффективных законов. Африканские националисты раскололись на два лагеря: ЗАПУ, во главе с Нкомо и Африканский национальный союз Зимбабве (ЗАНУ), который возглавил преподобный Ндабанинги Ситхоле (позже смещенный со своего поста Робертом Мугабе) и перебрались через реку Замбези в соседнюю дружественную Замбию. Начиная с 1966 года, они посылали оттуда боевиков в Родезию - для подстрекательских акций в городской и сельской местностях. В городах они успеха не имели, а вот крестьяне постепенно начали оказывать боевикам поддержку, особенно с 1972 года, когда успех повстанцев ФРЕЛИМО в Мозамбике позволил националистам устроить свои базы близ границы.


За внутреннюю безопасность страны отвечала полиция, которой в ее операциях помогали сухопутные силы и ВВС. Новая 7-я эскадрилья, оснащенная Aerospatiale SA316B Alouette III, успешно справлялась с задачами по доставке личного состава в расчетные точки за короткое время, а также с медэвакуацией. Три вертолета прибыли в Южную Родезию в апреле 1962 года, два - в июле и еще три - в августе. Как только первые два пилота, прошедшие обучение во Франции и ЮАР, были готовы к полетам, то их немедленно послали на подмогу полиции: пролеты над африканскими поселениями-тауншипами, разбрасывание листовок и контейнеров со слезоточивым газом (применялось крайне редко), психологическая обработка (вещание через громкоговорители), работа в качестве воздушных командных пунктов и т.д. Поскольку по понятным причинам, пилоты не могли вслушиваться в долгие и подробные инструкции по радио, то армия и полиция были вынуждены изменить стандартные радиопроцедуры в сторону лаконичности.


С расформированием Федерации и последовавшим разделом имущества, Королевские Родезийские ВВС были возвращены в Южную Родезию - за исключением трех транспортных самолетов, переданных Замбии. К тому моменту ВВС насчитывали 1200 личного состава, включая подразделение обеспечения, состоявшее из солдат-африканцев и занимавшееся охраной объектов и наземными транспортными перевозками. "Аргонавты" были проданы, также как несколько "Канберр" и "Вампиров". 6-я эскадрилья (на тот момент состоящая из "Канберр") была расформирована, а оставшиеся самолеты отправлены на консервацию.


На момент ОПН - одностороннего провозглашения независимости Родезии - в 1965 году Королевские Родезийские ВВС были сконцентрированы на двух авиабазах - Нью-Сарум около Солсбери и Торнхилл, рядом с Гвело.


В Нью-Саруме располагалось управление, отделы фоторазведки и воздушной переброски войск, центр по подбору экипажей, школа профессионально-технического обучения и отделение парашютной подготовки. Собственно авиационные части, которые были расквартированы в Нью-Саруме: 3-я эскадрилья (транспортная), 5-я эскадрилья "Канберр" (бомбардировочная) и 7-я (вертолетная), оснащенная "Алуэттами" .


В Торнхилле была 1-я эскадрилья "Хантеров" (истребительная), 2-я эскадрилья с "Вампирами" FB9 (истребительная) и 4-я эскадрилья с "Провостами" (учебная). Курсанты сначала проходили обучение на "Провостах", потом - на "Вампирах" T11 и только потом пересаживались на FB9 для отработки боевых навыков.


Соответственно все пилоты проходили ротацию, служа во всех эскадрильях и обучаясь летать на всех типах машин. Это давало пилотам Королевских Родезийских ВВС универсализацию - они налетали часы на вертолетах, штурмовиках, истребителях, транспортниках и потом становились инструкторами. Распределение по специальностям проходило в зависимости от характеров пилотов. Более сдержанные и уравновешенные садились на транспортные самолеты и бомбардировщики - агрессивных и энергичных направляли в истребители. Пилот был обязан отслужить не менее двух сроков в эскадрильях прежде чем его посылали на курсы инструкторов - год или два начальной летной подготовки на "Провосте" и только потом переход на должность инструктора по полетам на реактивных самолетах или же на должность инструктора в эскадрильях.


Поскольку угроза нарушения воздушного пространства извне для страны была минимальной, то первоочередной задачей, вставшей перед Родезийскими ВВС (избавившихся от приставки "Королевские" в 1970 году, когда Родезия стала республикой) был поиск запасных частей и собственно самолетов в условиях международных санкций. Находчивые родезийцы прибегали к всевозможным ухищрениям. В частности, наиболее остро стояла проблема с реактивными двигателями - еще до ОПН их послали на заводы "Роллс-Ройса" для текущего ремонта. После 11 ноября 1965 года Великобритания не преминула воспользоваться моментом и конфисковала 11 двигателей Avon 207, которые должны были вернуться обратно в Родезию и поставлены на "Хантеры" и "Канберры". Такой поворот событий вынудил техников Родезийских ВВС самостоятельно обслуживать оставшиеся двигатели - с помощью местной промышленности. Пиростартеры добыть было очень сложно, но пытливая инженерная мысль выяснила, что двигатели "Канберр" прекрасно запускаются от сжатого воздуха, а стартер от обычного грузовика без проблем заменяет пиростартер на "Провосте". Обычно после 70 запусков стартеры "Хантеров" посылались на заводы "Роллс-Ройса" для ремонта и ТО - такое обслуживание стоило 14 тысяч фунтов за один двигатель. Техники Родезийских ВВС самостоятельно научились разбирать стартеры, ремонтировать и обслуживать их - при стоимости работ в 76 пенсов за двигатель! То, что 9 из 12 "Хантеров" смогли продержать в воздухе эти 16 лет - огромная заслуга авиатехников и показатель их навыков. В 1966 году с помощью хитрой схемы родезийцы купили в Бельгии 42 двигателяAvon 207, а 10 лет спустя - приобрели еще несколько у Омана, где они лежали, погребенные под слоем песка. Запчасти и вооружение приобретались тайно, либо производились на местных фабриках - включая, например, целый ряд авиабомб: "Франтан", "Альфа" и "Гольф".


Истребители и бомбардировщики Родезия купить не могла, и их приходилось постоянно ремонтировать - но что касается приобретения легких самолетов на внешнем рынке, то там возможности находились. В августе 1967 года 6-я эскадрилья с семью "Провостами" была развернута вновь - и заменила 4-ю в качестве учебной. 4-ю эскадрилью оснастили 10 новымиAermacchi AL60-B2L - для применения в антитеррористических операциях. Эти самолеты родезийцы собрали сами и обозвали их "Троянами" - для того, чтобы ввести в заблуждение остальной мир. Дело в том, что Родезия в 1966-1967 году уже закупила у Франции 28 отремонтированных настоящих "Троянов" (North American T28 Trojans), но корабль с самолетами на борту повернул назад, уже почти зайдя в гавань Кейптауна - правительство США, узнав о поставке самолетов в Родезию пригрозило Франции отзывом всех лицензий на производство и та безропотно подчинилась. В январе 1976 года "Трояны" Aermacchi AL60-B2L заменили на "Рыси" (Reims Cessna FTB 337G Lynx) - легкие многоцелевые самолеты, в количестве 21 машины. В 1977 году на замену "Провостам" 6-й эскадрильи была приобретена 31 "Виверра" (SIAI Marchetti SF260 Genet) - в качестве учебных машин и самолетов поддержки. В 1976 году для 3-й эскадрильи приобрели 6 "Айлендеров" (Britten-Norman BN-A Islander), одну Cessna 421A и Beech 95 C-55 Baron. В 1978 году в ВВС была создана новая, 8-я эскадрилья (вертолетная), которую вооружили "Гепардами" (Agusta Bell 205A Cheetah).


Со временем на "Канберрах" и "Вампирах" летать стало просто опасно - ввиду сильного износа. Одна Canberra B2 была полностью восстановлена из запчастей; южноафриканцы передали родезийцам дополнительные FB52 и T11. В середине 1970-х годов, когда T11 пришли в совершенную негодность, южноафриканцы открыли в Дурбане летную школу, где родезийские пилоты начали осваивать тренировочные реактивные "Импалы" (Aermacchi MB-326М Impala). Иногда, в моменты острой необходимости южноафриканцы усиливали звенья родезийских "Канберр" собственными Canberra B12. Этим вклад ЮАР в не ограничивался - южноафриканцы построили два аэродрома, способные принимать реактивные самолеты: один в Уанки, рядом с Виктория-Фоллз и один в Филди, около Хартли, рядом с Солсбери. Эти базы предназначались для совместных войсковых операций Родезии, ЮАР и Португалии. Куда более важным было то, что ЮАР предоставляла Родезии вертолеты и экипажи. Они посылались в Родезию для поддержки действий подразделений полиции ЮАР, которые находились в стране с 1966 по 1975 год или же просто придавались Родезийским ВВС как звено "Альфа". Что касается личного состава ВВС ЮАР, то по секретному соглашению он мог проходить службу в Родезии и участвовать в боевых действиях - это засчитывалось в официальный срок службы. Некоторые южноафриканские экипажи служили в Родезии по три года. Когда родезийцы проводили крупные приграничные операции, то степень взаимодействия между Родезией и ЮАР была такова, что в воздух могло подниматься до 50 вертолетов одновременно.


Но присутствие в Родезии южноафриканских вертолетов с экипажами было палкой о двух концах. Премьер-министр ЮАР Бальтазар Форстер использовал этот фактор, чтобы оказывать давление на правительство Родезии. Так, в 1976 году Форстер, желая заставить Яна Смита согласиться с введением правления черного большинства, отозвал из Родезии 27 южноафриканских вертолетчиков - под предлогом протеста против эскалации войны в Родезии. (Поводом послужил рейд родезийских Скаутов Селуса на лагерь террористов в Ньядзонья в Мозамбике 8 августа, в ходе которого было убито более 1000 боевиков). Форстер также прекратил все поставки боеприпасов и ГСМ на север, вынудив Яна Смита принять предложения, представленные ему Госсекретарем США Генри Киссинджером. Как только согласие Смита привело к появлению нового правительства с большим числом черных, то южноафриканцы тут же возобновили помощь. Кроме всего прочего, например, на юге провинции Матабелеленд были расквартированы две тактические южноафриканские десантные группы, по 4 вертолета "Пума" в каждой. Личный состав этих групп составляли десантники из 44-й воздушно-десантной бригады ЮАР.


Когда ВВС Родезии были необходимы самолеты с большим радиусом действия, для транс-граничных операций, то они одалживали их у частной авиакомпании Air Trans Africa, владелец которой Джек Мэллок был также офицером-резервистом. Мэллок постоянно занимался контрабандой материалов в Родезию, и с его помощью в страну попало огромное количество запчастей. Когда стало понятно, что антитеррористические операции против боевиков - это всерьез и надолго, то в районах оперативных действий для поддержки действий сухопутных частей стали разворачивать полевые аэродромы (ПА), штат которых набирался из резервистов. В итоге на территории Родезии образовалось 9 таких авиабаз: ПА1 (Уанки), ПА2 (Кариба), ПА3 (Сентенари), ПА4 (Маунт-Дарвин), ПА5 (Мтоко), ПА6 (Чиппинга), ПА7 (Буффало-Рэндж), ПА8 (Гранд-Риф) и ПА9 (Рутенга). Кроме того, импровизированный полевой аэродром мог быть устроен практически везде, где была прямая трасса длинной в 1000 ярдов (900 метров).


Именно с этих полевых аэродромов и действовали вертолеты и самолеты, обеспечивавшие АДБР. На авиабазах Торнхилл и Нью-Сарум обеспечивали условия для серьезного ремонта летательных аппаратов, а вот небольшие подразделения в 4-6 вертолетов действовали самостоятельно и были самодостаточными, поскольку в экипаж входил летчик и высококлассный техник, не только обеспечивавший ремонт и ТО, но также выступавший в роли бортстрелка (из пулемета или 20-мм пушки).
Эскадрильи реактивных самолетов, базировавшиеся в Торнхилле и Нью-Саруме, в географическом центре Родезии, могли в любой момент оперативно вылететь на цель, которая была не по зубам "Хантерам" и "Канберрам".

©1996, Dr J.R.T. Wood.
©2013, tiomkin (С.Г.Карамаев), перевод.
Subscribe

  • "Thunder runs"

    Мозги у военных всех стран устроены одинаково, всем хочется кавалерийских бросков колоннами по тылам. Устоялся термин, тандер ран. Оказывается, в…

  • "Зайти и выйти"

    В начале СВО многих изумляли штаты бтгр. В самом вопиющем случае - один взвод мотострелков. В других - некомплектные роты, по 4-5 человек в бмп. Все…

  • Про "ДРГ"

    Еще всех дезориентируют этими "ДРГ", ну прям немецкие автоматчики, которые тоже виделись всем в моменты прорывов и обходов. Можно бы…

Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment