?

Log in

No account? Create an account
Как рассчитать рассеивание стрелка, патрона, ствола
dms_mk1
Как известно, рассеивание складывается из рассеивания оружия, рассеивания патрона и рассеивания стрелка. Они суммируются друг с другом как корень из суммы квадратов. Забавно, что на ганзе ссылались на Вонга, хотя аналогичная формула есть в таблицах стрельбы и в общем-то это всего лишь свойство дисперсии: дисперсия суммы равна сумме дисперсий, если сл. величины независимы. (а дисперсия это квадрат ср. отклонения)

И мне подумалось: а было бы интересно разложить рассеивание по составляющим, например для АКМ.

[Spoiler (click to open)]1) Рассеивание патрона. Увы, для военных патронов я ничего не нашел. Наверняка что-то есть у Дворянинова, но его книги у меня нет. Возьмем современные гражданские патроны барнаульского патрона, вряд ли они сильно отличаются, если отличаются вообще. П100 = 8 см (100м). Тогда  КВО равно 1,6 см (делить на 2,5 и потом на 2). Тогда сигма равно 1,36 см (делить на 1,1774) . Это для балствола, 3 сериями по 20.

2) Рассеивание оружия. В таблицах стрельбы указаны данные для всей системы стрелок-оружие-патрон. Но при стрельбе лежа, с упора отличными стрелками влияние стрелка сведено к минимуму. Упрощенно примем его равным нулю. Срединные отклонения для АКМ - 4 на 4 см. Делим на 0,674 и получаем 5,93 см.

5,93^2 = x^2 + 1,36^2
x=5,77.
Рассеивание АКМ, без влияния стрелка и патрона, оценивается сигма = 5,77см.

3) Рассеивание стрелка. Коэфициенты стоя, с руки - 3,3 и 3. Возьмем 3.

(5,93 х 3)^2 = 1,36^2 + 5,77^2 + x^2
x=16,77.
Рассеивание "отличного автоматчика" при стрельбе стоя, с рук оценивается сигма = 16,77см.

Самое интересное, что можно проверить на другом оружии из таблиц. Например на АК-74. Повторил те же расчеты, правда на 200 метров - на сайте барнаула R50 для 200м. Пришлось разбить на горизонталь и вертикаль, слишком разное рассеивание. Наверняка налажал, упрощенно переведя круговое сигма патрона в вертикальное/горизонтальное без изменений... Короче, получилось рассеивание стрелка по вертикали 27,2 см, по горизонтали 26,02 см (сигма). Если разделить на два, приведя к 100м - довольно близко к 16,8см у АКМ. Несколько меньше, потому что Ак-74 менее требователен к вкладке из-за меньшей отдачи?
Есть такое ощущение, что я изобретаю велосипед, в каких-то трудах это все считалось. :)

Итого:
Среднеквадратчное отклонение для патрона: 1,36см
Среднеквадратчное отклонение для АКМ: 5,93см
Среднеквадратчное отклонение для стрелка, стоя с рук: 16,77см

Выходит, наговаривают про плохие патроны для 7,62х39? На фоне других факторов они не так и влияют. Или производитель перехваливает патроны. Или армейские времен составления таблиц были хуже... В последнее верится с трудом.

Эффективность стрельбы очередьми из АКМ
dms_mk1
В продолжение темы про очереди. Есть простой способ оценить эффективность стрельбы: биномиальная схема. Схема повторных, независимых испытаний. Конечно, такая модель будет упрощенной, вероятность одинакова для каждого выстрела без учета усталости стрелка, перегрева и т.п. Да и характер рассеивания вправо-вверх не учитывается, не знаю, как это учесть. Зато расчеты простые, умножаем число выстрелов на вычисленную вероятность и получаем среднее число попаданий. Полностью расчеты приводить не буду, если кому интересно - спрашивайте в комментариях.

Возьмем стрельбу на 300 метров лучшими автоматчиками, лежа с упора. Наиболее благоприятный для стрельбы очередьми случай. Срединные отклонения 0,12, переводим в сигма и для нормального распределения считаем вероятность попасть в прямоугольник 0,5 на 0,5. (Не будем уж учитывать "голову и плечи" на мишени) Получаем p=0,7. Берем 40 выстрелов в минуту и умножаем на 0,7, получаем в среднем 28,22 попадания в минуту при сигма 8,3 попадания.

Возьмем рассеивания для последующих пуль в очереди, получаем вероятность попадания 0,12. Скорострельность 100 в/м, 34 х 0,7 + 66 х 0,12 = 32 попадания в минуту, сигма равно 8,19.

28,22 против 32, вроде бы очереди эффективнее, пусть и с большим расходом б/к. Но все меняется, если применить переходные коэфициенты для стрельбы лежа, без упора. Получается 15,4 одиночными против 13,26 очередьми, и это для лучших автоматчиков. Для средних - 5,51 против 4,55.



Так же интересно проверить для разных дистанций. Возьмем лучших автоматчиков, лежа без упора. Красным цветом очередьми, синим - одиночные. На 100 метров разницы нет, дальше одиночные дают чуть больше попаданий, это при тройном расходе б/к очередьми, напомню.



Вот такой результат дает перевод данных по рассеиванию из таблиц стрельбы в пораженные грудные мишени за минуту. Показатель условный, конечно, но для сравнения годится. Получается, что вырастающая в 2,5 раза (100/40=2,5) плотность огня делится как раз примерно в 2-3 раза возросшим рассеиванием. Кстати, если разбить попадания очередьми на попадания первыми пулями и последующими пулями - большая часть первыми пулями. (23-8 лучшие с упора, 14-1,5 средние с упора, 12,7-0,5 лучшие лежа без упора)

Стрельба очередьми
dms_mk1
"Калашников" порадовал очередной серией про оружейные мифы. (Первая была про рикошеты от веника 7,62 и 5,45)



Для меня это еще одно подтверждение данных из таблиц стрельбы, по которым стрельба очередьми увеличивает рассеивание как раз в 3 раза, так что вероятность попадания не меняется. Еще в ролике очень хорошо виден характер рассеивания вправо-вверх. То есть рассеивание никак не компенсирует ошибку по дальности, если взял ниже - есть шанс, что улетит выше, но вправо. Если взял выше - есть шанс улететь ниже, но влево.

Теоретически, если стреляет подразделение по подразделению в эшелонированном боевом порядке - может быть что-то будет прилетать в следующие эшелоны или в соседей. Но плотными боевыми порядками у нас уже не атакуют, так что смысла и вовсе нет, да и в 50-е тоже вряд ли он был.

В остатке имеем в 3 раза больший расход патронов, в три раза большую отдачу и большее время на компенсацию отдачи при примерно той же вероятности попасть. Вот и считаем, 40 прицельных выстрелов одиночными по эффективности примерно равны 120 выстрелам очередьми. 40 одиночных делается за минуту, 120 очередьми - за 1,2 минуты, 1 минуту 12 секунд. Реальная огневая мощь снижается на 20%.

Штат 2-й танковой дивизии (апрель 1941)
dms_mk1
А мне все не дает покоя вопрос, сколько же Mg-34 было в отделениях шютцен 2-й танковой дивизии. Вообще, должно быть два. Но наткнулся в die Panzergrenadiere на вариант штата с одним l.m.g. А вдруг именно на нем была 2-я тд? Но нет, все-таки нашлась схемка на germandocsinrussia. За март-апрель 1941-го. По ссылке можно увеличить. 18 на роту, что у шютцен, что у мотоциклистов. А вот следов бтр в 304 полке обнаружить не удалось, хотя может быть просто не нарисовали на схеме, не придумали, как выделить роту.



И еще схема организации танкового полка, с распределением легких/средних/тяжелых по взводам.

Так же на сайте есть документы 2 полка этой дивизии, правда за 1940-й год. И опаленные края документов прозрачно намекают, куда могли деться документы за 41-й.

Тактические символы - http://niehorster.org/011_germany/symbols/_symbols_41.html
У Нихорстера все точно: http://niehorster.org/011_germany/41_organ_army/41_div_pz-02.html

Статья Мединского с 2 документами про панфиловцев
dms_mk1
Мединский представил еще пару документов по панфиловцам. Как бы отвечает kris_reid :) (https://kris-reid.livejournal.com/905947.html) Оказывается, было еще одно расследование, сразу после возникновения сомнений в точности списка. Но посколько задачи копать под Жукова не было, результат получился немного другой.

"Показания начальника штаба 1075-го гвард. стр. полка старшего лейтенанта Веткова Андрея Акимовича
…очень большую роль во всей подготовке материалов и допущенных извращений играла та слишком большая спешка, которую проявили и те, которые оформляли материалы, и те, которые проверяли и продвигали эти материалы. Одно несомненно, что бы ни вкралось в дело, массовый героизм, проявленный в бою с немецко-фашистскими танками в бою под Дубосеково 16 ноября 1941 года - неопровержимый факт, и ничто не должно стереть светлой памяти 28 героев-панфиловцев, павших в борьбе с немецкими чудовищами за счастье и свободу своей горячо любимой Родины.

05.07.42 г. Допросил нач. ОО НКВД 8-й гв. сд. капитан г/б (подпись)".

"Показание бывшего военкома 1075-го гвардейского стрелкового полка… старшего батальонного комиссара Мухамедьярова Ахмеджана Латыповича

Вопрос - Где, когда с танками вели бой 28 гвардейцев-панфиловцев и кто конкретно руководил этим боем?

Ответ - …Противник, сосредоточив свои основные силы на своем правом фланге, решил нанести удар по левому флангу нашей обороны, т.е. по расположению 4-й стрелковой роты в районе разъезда Дубосеково, Ширяево и Петелино. На второй взвод 4-й стрелковой роты был направлен первый удар противника. Взвод сперва отбил атаку автоматчиков противника, последний, встреченный дружным и мощным огнем героев, оставив на поле боя до 80 человек убитыми и ранеными, вынужден был отойти на исходное положение. После неудачной атаки автоматчиков противник в этом направлении пустил против обороны полка несколько десятков танков, разворачивая их в несколько эшелонов. Политрук 4-й стрелк. роты тов. Клочков, узнав создавшееся опасное положение в районе второго взвода роты, направляется туда… В этом направлении против второго взвода двумя эшелонами шли до 50 танков противника. Неравный бой длился 4-5 часов, герои, подпустив танки на близкое расстояние, ручными гранатами и бутылками с горючим подбили и уничтожили 18 танков противника и после того, когда все бойцы этого взвода, 28 гвардейцев-панфиловцев во главе с политруком т. Клочковым были убиты и задавлены танками, противнику удалось прервать линию обороны полка и продвигаться вперед. Со всей ответственностью заявляю, что действительно факт беспримерного проявления массового героизма со стороны 28 гвардейцев-панфиловцев во главе с политруком роты Клочковым Василием Георгиевичем на разъезде Дубосеково 16 ноября 1941 года имел место в 1075-го гвардейском стрелковом полку…"

Кому же верить, главной военной прокуратуре или СМЕРШ?

Эффективность чугунных 82 мин
dms_mk1
Наткнулся на американскую статью 1953-го года: Trends in Soviet Metallurgical Developments.

Много про броню и бронебойные, но меня больше всего заинтересовал раздел про осколочно-фугасные снаряды. Отмечается очень высокая эффективность чугунных мин и снарядов по количеству осколков. Как минус отмечается меньшее допустимое давление и меньшая начальная скорость. Очень интересны данные по числу осколков, по плотности на квадртаный ярд. Даже мат. модель можно сделать. Плотность пробитий сосновой доски на квадратный ярд 6,6 на 40 футов (12 метров), значит в грудную фигуру 0,5 на 0,5 м прилетит где-то 2 крупных осколка. (с учетом перевода ярдов в метры)




Диски к ДП
dms_mk1
По наводке pomedork0 наткнулся на интересные документы в жж https://ivagkin.livejournal.com/81300.html

Полагалось 7 дисков, 1 у пулеметчика, 6 у помощника в 2 коробках, и еще 60-70 в обоймах. Обратите внимание на вес... По 11 кг на коробку. По 11 кг в каждой руке и винтовка за спиной. Понятно, что отдавали кому-то одну, должен был быть нештатный 3-й номер. По ссылке есть такие же документы для стрелка и автоматчика, тоже очень интересно. У автоматчика 2 магазина на 142 патрона, 4 обоймы с 148 патронами и 200 патронов россыпью. У стрелка - 180 в обоймах. На штатный боекомплект (где носится/в батальонном обозе) плюнули.

Нельзя сказать, что так наверняка было везде, но уже что-то.



К вопросу о утере дисков к ДП:



Дом с крышей из дисков от ручного пулемета ДП-27. Калужская обл. 1950-е гг. Источник: https://grossfater-m.livejournal.com/2635924.html

Документы про панфиловцев
dms_mk1
Выложены документы 1075 полка ноябрь. Сенсаций нет, желающие могли посмотреть их в архивах еще давно. Теперь могут все.
Из интересного, на мой взгляд:
1) 15.11 пишут, что 5-я рота "отошла в окопы" из Ширяево. То есть были окопы. И наверно не тот один, который есть на фото.
2) Что немцы бьют в стык поняли еще 15-го, 1/1073 закрыл стык, встав на дороге Морозово - ст. Матренино. И так понятно было, но интересно в деталях почитать.
3) Шум моторов, скопление техники в Васильевском и Шитьково. Кампфргуппа 1. Силы определены приблизительно верно, 30 танков, 40 машин. Неужели из Васильевского делали такой крюк через Ширяево, что бы попасть в Петелино... (Я считаю что нет, не делали)

Радиограммы Капрова. "К 6 окружен кругом, работать невозможно". 6 утра 17-го имеется в виду.



Сведения об инженерных работах. Установлены минные поля. Неужели не заминировали дороги Ширяево-Петелино и Морозово-ст. Матренино? 1 окоп для 37мм пушки. Окопов для ручных пулеметов... 5. Остальные с отделениями, я надеюсь! Для станковых пулеметов - 4 окопа. Окопов достаточно, то есть если на фото окопов мало - это не значит, что их не было. Заметная часть должна быть в лесу. Окопы с макетами артиллерии. Итак, 520 стрелков, 65 отделений на 6.11.



Еще давно выложен жбд 857 артполка. Как почитаешь, 28 панфиловцев они переплюнули! Танки, машины в Красиково и Шитьково так и горели.

Еще один вариант штата, апрель 45
dms_mk1
На памяти народа периодически выкладывают что-нибудь новое. Выложили штатный расчет для стрелковой роты, на 81 человек.
19.04.1945, 2 ПрибФ, генерал-полковник Сандалов Л.

Во взводах по 21 человеку, выходит, отделения по 7 человек вместе с командиром взвода. Взвод автоматчиков в наличии, никуда его не отменили. По три ручных пулемета, никаких шести нету. Снайперов отдали в управление роты. В пулеметном отделении повозка. Всего 29 автоматов и 42 винтовки, до 1:1 не так далеко.
[сканы]



И еще, схема-расчет сокращенной организации стрелкового полка, 25.04.1944, 250 сд, полковник Вязниковцев.

2 батальона, в каждом 2 роты. 72 человека в роте. 22 человека во взводе: по 6 человек в отделении + 2 снайпера и ком. взвода с помощником. В пульроте 6 пулеметов, в минроте 6 минометов. ПТ пушки собраны в полк, 6 штук.

Во взводе автоматчиков всего по 1 пулемету! В роте, получается, 7 рп, в дивизии - 84 при таком варианте. То есть могли распределяться и так, совершенно не обязательно, что если мало рп по дивизии - то будут взводы с 1 рп.

В каждой роте по 1 50мм миномету, вопреки стереотипу что их убрали к 43-му.



АКМ на 400 метров
dms_mk1
На вифе возник вопрос, почему АКМ не годится далее 300 метров. Многие считают, что АК способен попадать на 400 и даже на 600. Действительно, попадать способен. В безветрие, когда мишень стоит на рубеже с известной дистанцией. А если добавить ветер и посмотреть, как влияет неверный прицел?

Тов. geladen создал совершенно гениальную штуку, балкалькулятор с возможностью моделировать разброс: https://ptosis.ch/ebalka/ebalka.html

Введем данные из программы для АКМ и М16А2, стрельбы лежа с рук, подготовленным стрелком. Введем макс. ошибки по давлению, температуре и ветру. (Цель пока примем неподвижной) Срединная ошибка ветра - 2 м/с. Это значит, что 50% ошибок в определении ветра будет менее 2 м/с. Для точных значений ошибок перейдите по ссылке в балкалькулятор. Выберем грудную мишень и по очереди рассмотрим зависимость вероятности попасть 1 выстрелом от дистанции при разных установках прицела: постоянный под обрез (300 для АКМ и 400 для М16), постоянный в центр и "4" для АКМ и "5" для М16А2. Я считаю вероятность для дистанции, вношу в таблицу, потом строю график. Шаг графика - 50 метров.





Небольшой провал графиков в районе 200 метров - это когда часть пуль летит выше цели. Прекрасно видно, как снижается вероятность между 300 и 400. Для сравнения добавим на график для АКМ вероятности для М16 (прицел 400). По-моему очень наглядно.



Для сравнения, АКМ без ветра. Вероятность в 2 раза выше. Вроде бы целых 40%, 3 раза выстрелил и вероятность попасть хотя бы 1 раз целых 78%. Но это же целые 4,5 секунды в лучшем случае. При этом разница в дистанции на 50 метров от прицела - и вероятность попасть всего 20%.



ВЫВОД: Из-за крутизны траектории далее 300 метров становится критичной дискретность прицела на АКМ. Вот еще раз зависимость вероятность попадания - дистанция при прицеле на 400 метров, теперь с шагом 10 метров:



Ничего особо нового, просто мне нравится составлять графики. :)