dms_mk1 (dms_mk1) wrote,
dms_mk1
dms_mk1

Разоблачение мифа "бой панфиловцев у Дубосеково - миф"

1075 сп с двумя взводами птр, 2 76мм орудиями 296 ап ПТО
упорно оборонять участок: выс. 251,0,Петелино,раз. Дубосеково
БОЕВОЙ ПРИКАЗ №013 ШТАДИВ 316
РОЖДЕСТВЕНО 31.10.1941 г.

Боевая группа 1 в бою с противником, который упорно обороняется
на краю леса южнее шоссе, на линии сев. Ширяево - 1,5 юж. Петелино
Промежуточный доклад в V корпус
15:30 16.11.1941
Миф о мифичности

Полное описание событий 16-ноября в районе Волоколамска тянет на хорошую такую 20-страничную статью, с иллюстрациями. Если с соседями 316-й сд, На тактическом уровне, с разбором до роты, на масштабе дивизии с широкими стрелками намного короче конечно. Поэтому попытаемся вкратце рассмотреть основные тезисы, которые обычно выдвигают разоблачители подвига панфиловцев. Версию "все разбежались или сдались в плен после артподготовки, нашли 6 трупов, боя не было" рассматривать не будем, она отсеется сама в ходе рассмотрения документов.

Наиболее типичный тезис разоблачителей - "немцы проехали Дубосеково и не заметив панфиловцев", никаких упоминаний в немецких документах. Якобы на самом деле 2-ю танковую дивизию останавливали противотанковые артиллерийские полки, 296 ап ПТО и 768 ап ПТО вместе с 1073 полком*, они и внесли основной вклад, задержав немцев на 4 часа. Наиболее яркий сторонник этой версии - историк Исаев

Эти документы говорят, что немцы проехали через Дубосеково, особо ничего не заметив. Никакие люди, которые выбили у них 18 танков, в этих документах не упоминаются.Самая большая и грустная проблема в том, что те, кто тогда реально остановил немецкие танки под Волоколамском — противотанкисты, резервы, подтянутые к концу дня 16 ноября 1941 года — мы о них ничего не знаем.

*В комментах настаивают, что конкретно Исаев про 1073 полк ничего не говорил

Расследование 48-го года. Показания Капрова.

В качестве аргументов приводятся материалы расследования 48-го года, вместо разбора документов 316 сд и немецкой 2-й танковой дивизии. Сомнительный источник, полковник Капров дает показания о событиях 7-летней давности, после которых прошло 4 года войны, несомненно содержащие много ярких событий. В частности, Капров утверждает, что его штаб находился в 500 метрах за Дубосеково.

"Мой командный пункт находился за разъездом Дубосеково у переездной будки примерно в 1/2 км от позиции 4-й роты."

Что не соответствует документам, (см. изображение) штаб находился в 500 метрах севернее 6-й роты под Петелино. Там, кстати говоря, геройски погиб политрук Вихрев, получивший звание ГСС за этот бой. Там и пришелся прорыв немцев. Полковник Капров за давностью событий перепутал 4-ю роту у Дубосеково и 6-ю роту у Петелино.


На самом деле Дубосково располагалось в 2 км через заснеженный лес, вне прямой видимости. Была ли телефонная связь с ротой? Вряд ли.

Немецкие документы

"Немцы проехали Дубосеково, не заметив сопротивления". Недавно в общий доступ были выложены документы 2-й танковой дивизии. Еще недавно их не было - вполне возможно, что разоблачители их не читали, иначе их версия была иной. Вот ссылка на нужную страницу - http://ic.pics.livejournal.com/dms_mk1/42227490/183435/183435_original.jpg Вот ссылка на попытку перевести и нанести события на карту - http://dms-mk1.livejournal.com/5832.html.

При изучении ЖБД (или KTB, Kried tage buch) обнаружилась запись с промежуточным докладом в 5-й корпус. (см. изображение)



В 15:30 по московскому времени "противник" упорно обороняется на линии 1,5 юж. Петелино - сев. Ширяево. Примерно в 1,5 км юж. Петелино находится Дубосеково, где находилась 4-я рота. В Ширяево находилась соседняя 5-я рота 2-го батальона. Необходимо отметить, что ротные позиции находились не точно в географических точках, обозначенных на карте, а примеряясь к местности - по всей видимости в лесу, за складками местности, за железнодорожной насыпью. В лесу на дорогах и тропинках были установлены мины и оборудованы завалы, которые прикрывались огнем.

Доклад в корпус может запаздывать относительно реального времени событий, так как составляется по итогам утренних боев, как уточняют Уланов и Томзов, авторы статьи о бое под Дубосеково на warspot.ru. Вопрос, насколько? В любом случае, важно отметить, что под Дубосеково еще упорно оборонялись в то время, когда немцы уже были под Ядрово.

В этой же записи мы видим местоположение второй боевой группы, которая ушла далеко на север. 2600м сев. Никольского - это глубина порядков 1073 сп.

ПТАПы расположены вдоль шоссе.

Уже в 14:00(16:00 по московскому времени) Рождественно взято. (это севернее Ядрово) Даже если доклад в 13:30(15:30) сильно запаздывал - тем не менее, в немецких документах не упоминаются ПТАПы, а не 4-я рота. Противотанковые орудия были развернуты вдоль шоссе. Южнее шоссе - лес, скорее всего у них не было хорошего сектора огня на подходы со стороны Никольского. Если верить схеме, переправу через ручей могло прикрывать только одно 76 мм орудие, стоявшее западнее Ядрово. Против боевой группы танковой дивизии, состоящей из роты танков и пехоты с артиллерией.

При изучении немецких документов выясняется, что немцы "не заметили" ПТАПы, прикрывающие шоссе, а 4-ю и 5-ю роту отметили записью об "упорной обороне". Основной удар пришелся на позиции 6-й роты под Петелино, которые были прорваны в 13:20.(15:20) Сюда относится гибель политрука Вихрева, воспоминания полковника Капрова о танках, прорвавшихся к штабу.

Около 14.00—15.00 немцы открыли сильный артиллерийский огонь по всем позициям полка, и вновь пошли в атаку немецкие танки. Причем шли они развернутым фронтом, волнами, примерно по 15—20 танков в группе. На участок полка наступало свыше 50 танков, причем главный удар был направлен на позиции 2-го батальона, т. к. этот участок был наиболее доступен танкам противника (7).

В течение примерно 40—45 мин танки противника смяли расположение 2-го батальона, в том числе и участок 4-й роты, и один танк вышел даже в расположение командного пункта полка и зажег сено и будку, так что я только случайно смог выбраться из блиндажа; меня спасла насыпь железной дороги. Когда я перебрался за железнодорожную насыпь, около меня стали собираться люди, уцелевшие после атаки немецких танков. Больше всего пострадала от атаки 4-я рота; во главе с командиром роты Гундиловичем уцелело человек 20—25, остальные все погибли. Остальные роты пострадали меньше...


Как было отмечено выше, Капров путает 4-ю и 6-ю роту. Дубосеково находилось 2км южнее и оказалась восточнее основного удара немцев.

Надо добавить, что в 15:30 соседи 316 сд слева, группа Доватора, отбивают Морозово, срезая правый "клин" немецкого наступления. Подробности пока неизвестны, были ли на этот момент бойцы 4-й роты у Дубосеково или уже отступили на северо-восток.


Выводы

Аргументы разоблачителей о том, что "немцы прошли Дубосеково, не заметив сопротивления" неверны. Панфиловцы из 4-й и 5-й роты оказали упорное сопротивление превосходящим силам противника, не имея противотанкового вооружеиня кроме 8 противотанковых ружей. Не было 18 подбитых танков, весь полк подбил от 4 до 6 танков, из них 2 из противотанковых ружей. Панфиловцев было не 28, а 4-я рота, 5-я рота, 6-я рота. 1073-й полк, 3-й батальон 1075 полка. Бой у Дубосеково был, бой выдающийся, стрелковых рот со стрелковым оружием и 8 птрами против танковой дивизии из 90 танков, с моторизованной шутцбригадой, пехотным полком, артиллерией. В дальнейшем необходимо подробнее рассмотреть записи в немецком жбд, изучить и нанести на карту события из жбд соседей 316й сд - группы Доватора, 1 гв. тбр.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 586 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →